//

Американский историк опровергает расхожие представления о Крестовых походах

Историк, профессор Университета Пенсильвании  доктор Пол Ф. Кроуфорд опубликовал статью под названием «Четыре мифа о крестоносцах», цель которой, как заявил автор, — опровергнуть расхожие «антикатолические мифы» о реалиях Крестовых походов, сообщает aciprensa.


Исследователь полемизирует со статьей, опубликованной в апреле этого года, и с общепринятым представлением о Крестовых походах как средстве наживы, из-за которого были пролиты реки крови.


«Крестовые походы часто представляют как кровавые  исторические события, во время которых западные распутники, не имевшие никакой официальной санкции на ведение военных действий, убивали и обворовывали миролюбивых мусульман».


Однако Кроуфорд утверждает, что утвердившийся взгляд на крестоносцев — не более, чем комплекс мифов. И первый миф, который стремится разоблачить историк, касается представления о Крестовых походах как нападении западных христиан на мусульман, которое не имело официальной санкции.


Кроуфорд предлагает проанализировать события, предшествовавшие походам. Автор пишет, что еще в середине VII в. Египет, Палестина, Сирия, Малая Азия, север Африки, Испания, Франция, Италия, Сицилия, Сардиния и Корсика были христианскими территориями. В восточном Средиземноморье преобладающей религией было православное Христианство.


К 732 г., т. е. спустя сто лет, христиане потеряли большинство этих территорий, и «христианские общины Аравии были полностью разрушены, а христиане, так же как и евреи, были изгнаны с полуострова». «Христиане в Персии также жили под тяжелым давлением. Двумя третями территорий, которые раньше были христианскими, теперь управляли мусульмане», — отмечает Кроуфорд.


Распространение ислама проходило посредством насилия, военных кампаний против соседей. «Но на этом мусульмане не остановились. Нападения на христианские земли регулярно стали случаться уже не на этих территориях, а в Европе, особенно в Италии и Франции». Это привело к ответным действиям против мусульман. Кроуфорд указывает, что Крестовые походы стали контратакой христианского Запада против мусульманских завоевателей.


Историк предлагает: чтобы опровергнуть первый миф, достаточно задаться вопросом: сколько раз христиане нападали на Мекку? «Ни разу!» — отвечает Кроуфорд сам себе.


Второй миф, который стремится опровергнуть доктор Кроуфорд, касается распространенного мнения о том, что западные христиане пошли в Крестовые походы с целью обогащения. Цитируя историка Фреда Касэля, утверждавшего, что лишь немногие крестоносцы имели возможность, находясь в походах, достойно обеспечивать свои семьи и себя, Кроуфорд пишет, что за время Крестовых походов обогатились единицы, и немногие из них смогли вернуться домой живыми. Как напоминает Пол Кроуфорд, первые крестоносцы продали столько своих владений, чтобы профинансировать свое участие в походах, что произвели инфляцию. Автор утверждает, что совсем немногие считали Крестовые походы способом поправить свое финансовой положение.

 

Третий миф, о котором идее речь в статье Кроуфорда: «крестоносцы были циниками, в действительности не верили ни в Бога, ни в свою  собственную религиозную проповедь. Ими руководили лишь материальные мотивы». Автор утверждает, что этот аргумент стал популярен во времена Вольтера. Истории напоминает, что во время походов гибло около 75 % их участников, так что настоящие циники непременно подумали бы: а стоит рисковать жизнью?

 

Историк считает, что главной идеей, которая подвигла западных христиан на Крестовый поход, было «желание угодить Богу, искупить свои грехи». Средневековый западный человек – носитель религиозного сознания, о чем часто забывают современные исследователи.  Проповеди о Крестовых походах, на которые также ссылается ученый, были переполнены рассказами о жестоких реалиях походов и многочисленных смертях. По мнению ученого, чтобы собраться  в поход, из которого большинство крестоносцев не возвращалось живыми, необходимо было руководствоваться именно религиозными мотивами.


Четвертый миф в статье Кроуфорда касается утверждения о том, что «крестоносцы провоцировали мусульман ненавидеть и убивать восточных христиан». Стремясь опровергнуть это расхожее мнение, историк напоминает, что в мусульманской историографии до конца XIX в. Крестовые походы рассматривались как военные действия, во время которых мусульмане нанесли поражение незначительной группе христиан. Это событие, считавшееся малозначащим эпизодом, в мусульманской историографии почти не замечали до 1899 г., когда исламский мир повторно «открыл» для себя Крестовые похода, ориентируясь при этом на западные «антикатолические» источники, утверждает Кроуфорд.


Таким образом, делает вывод историк, средневековые мусульмане не видели особой разницы между западными и восточными христианами, а значит, в своих нападениях на восточных христиан мусульмане руководствовались не провокациями крестоносцев, а своими личными интересами.


Источник:  www.sedmitza.ru