//

24 января - память святого Франциска Сальского

Святой Франциск Сальский родился 21 августа 1567 года в Савойе, в замке Саль, недалеко от Анси. Он был первенцем в старинной и знатной семье, бывшей в родстве с Савойской династией, и с самого его рождения его отец, сеньор Буаси, обдумал и предопределил жизненный путь своего старшего сына, избрав для него административную карьеру. В 1573 г., в шестилетнем возрасте мальчик поступил в коллеж Ла Рош Сюр Форон, а через два года перешёл в коллеж в Анси, город, с которым впоследствии будет связана его дальнейшая жизнь. Тринадцати лет, его послали продолжать образование в Париже у иезуитов. Здесь, в Париже, размышляя о своём  спасении, он пережил глубокий духовный кризис: в какой-то момент он усомнился в возможности достичь спасения, ему стало казаться, что учение о предопределении, которое проповедовали последователи Кальвина, может оказаться правдой. Страдания его, вызванные этими сомнениями, были так сильны, что он почти полностью лишился сна. Измученный он отправился в доминиканскую церковь и здесь, молясь, нашёл ответ на свои сомнения и решение, которому следовал всю жизнь. Во время молитвы ему стало ясно, что спасение в том, чтобы любить Бога, не ожидая взамен никакой награды и, во всём полагаясь на Его милосердие и любовь, быть готовым принять от Него всё. С этого момента сомнения и страх оставили Франциска. Затем был Парижский Университет, где юноша изучал право, а затем  Университет Падуи, где он также изучал право и богословие и где получил степень доктора канонического и гражданского права. Отец Франциска предполагал, что старший сын станет адвокатом  в Сенате Шамбери, но тот неожиданно отказался подчиниться отцовской воле – он хотел стать священником. Такое решение не обещало ни славы, ни богатства, ни почёта, ни даже, как стало понятно в ходе дальнейшей жизни будущего святого, личной безопасности.   Но Франциск ясно чувствовал призвание, и в 1593 году, получив неохотное согласие отца, он был рукоположен. 21 декабря он отслужил свою первую Мессу.

 

Женевская епархия, где начал служение молодой пастырь находилась не просто в трудном положении – она была в изгнании – кафедра епископа временно находилась в Анси, т. к. Женева, на тот момент уже не принадлежащая Савойе, была оплотом кальвинизма, своего рода маленьким теократическим государством,  и Католическая Церковь здесь была под запретом. Для католического священника было опасно не только появляться на землях, принадлежавших Женеве, но и на прилегающих к ним территориях, на которых стремительно росло количество сторонников кальвинизма. В некоторых областях Савойи почти не осталось католиков, и Франциск немедленно включился в борьбу за заблудшие души. Сила его проповеди была в мягком убеждении, в готовности терпеливо  и с любовью разъяснять суть католической веры. Помимо проповеди, на стенах домов он расклеивал листовки, объясняющие истины веры и такие же листовки оставлял на порогах домов или подсовывал под двери. Можно сказать, что он первым использовал периодическую печать для проповеди. Он был терпелив, добр, неутомим и вежлив, говоря, что на каплю мёда слетается больше пчёл, чем на бочку уксуса и что если уж ошибаться, то в том, чтобы быть слишком добрым, чем слишком строгим. Он не обличал, а убеждал, участвуя, там, где это было возможно, в диспутах с противной стороной и побеждал в них, противопоставляя учению о предопределении богословие любви, открывшееся ему во время молитвы в парижской церкви. Как сказали бы сейчас – он всегда был открыт диалогу, что в то время – время религиозных войн и преследований за веру было довольно необычно. Противоборствующие стороны гораздо чаще пускали в ход такие аргументы, как нож или костёр, который, вопреки общепринятому убеждению, не был специфически католическим способом убеждения (в протестантской Женеве довольно часто применялась смертная казнь, в том числе и через сожжение, для тех, кого считали противниками Реформации). Дважды сторонники кальвинизма организовывали покушения, к счастью неудачные,  на его жизнь. А тем временем, на «мёд» его доброты и ума слетались многочисленные «пчёлы», жители Савойи возвращались в лоно католической Церкви. За несколько лет служения, которое можно без преувеличения назвать миссионерским, святой Франциск вернул Церкви семьдесят тысяч человек. Три раза он тайно приезжал в Женеву, где встречался с главой кальвинистов Теодором Безой, стремясь убедить его в истинности католического вероучения, но не преуспел.

 

В  1599 году Франциск становится епископом-помощником  Женевы, а в 1602 после смерти епископа Клода де Гранье, правящим епископом. “Non excidet” – «Не исчезнет» («Не перестает») - эти слова из 13 главы 1 Послания Апостола Павла к Коринфянам становятся его девизом.

 

Одной из его главных забот было религиозное просвещение своей паствы. Опыт, полученный им во время  его странствований по городам и деревням Женевской епархии в роли миссионера, говорил ему, что во многом причиной успеха Реформации стало недостаточное знание простыми верующими элементарных истин веры. В его епархии всячески поддерживается Братство Христианского Учения, распространяющее знания о вере. Он лично занимается катехизацией своей паствы, используя для этого новый катехизис, написанный св. Робертом Беллармином.

 

В 1604 году святой Франциск знакомится с 28 летней Жанной де Шанталь, вдовой барона де Шанталя, будущей святой, и вместе с ней основывает новую монашескую Конгрегацию визитанток. По первоначальному замыслу основателей, эта Конгрегация должна была сочетать созерцательную жизнь с милосердной деятельностью, но при утверждении Устава в Риме посчитали невозможным для созерцательных сестёр выходить из монастыря, хотя бы и с целью совершать дела милосердия, и Конгрегация осталась чисто созерцательной. В основу духовности сестёр лёг принцип делания малых дел с любовью и послушания, принимаемого сознательно и добровольно, как наивысшей свободы.  «На царской галере божественной любви нет рабов — каждый работает своим веслом добровольно» - говорил святой.

 

Время святого Франциска Сальского  - период очень трудный для Католической Церкви.  Трудный не только из-за широкого распространения Реформации. В начале  XVI века  начинается эпоха Северного Возрождения, пришедшего в Европу из Италии. Прекрасными плодами этого времени стали гуманизм, внимание и уважение к человеческой личности, развитие искусства и науки,  приобщение к культурным сокровищам античности. Но помимо бесспорно великих достижений, эпоха Ренессанса, преклонявшаяся перед силой человеческого разума и ставившая человека превыше всего, принесла, как это ни парадоксально, повышенный интерес к магии и оккультизму, учение о предопределении, гибкую мораль, оправдывавшую безнравственное поведение, достижением поставленных целей, не обязательно высоких. Человек эпохи Возрождения – это не только гармонично развитая личность с широкими познаниями в разных областях, но и личность, действующая с помощью кинжала и яда, личность, готовая согласиться с тем, что религия это «собственное измышление людей», что жизнь души прекращается с жизнью тела, а значит, отказ от чувственных удовольствий или хотя бы некоторые самоограничения лишены смысла.  Благочестие, воздержание и, наконец, собственно вера подвергаются осмеянию.

 

Именно в это время святой Франциск предлагает мирянам то, что до него Церковь предлагала только монашествующим – путь духовного совершенствования, становясь тем, благодаря кому  «французский Ренессанс получает крещение, а гуманизм становится религиозным». Одно из самых его знаменитых сочинений «Филотея, или введение в благочестивую жизнь» обращено именно к мирянам, на что он сам обращает внимание читателя в предисловии к первому изданию, отмечая, что ранее все сочинения подобного рода предназначались исключительно лицам духовного звания,  либо тем, кто в результате чтения должен был принять решение оставить мир и к ним примкнуть. Обращаясь к мирянам, святой с уверенностью утверждал, что каждый может достичь святости, оставаясь на своём месте, работая по избранной профессии, живя в семье. Современному мирянину, привыкшему к духовным упражнениям, группам чтения Библии, живому Розарию, катехетическим занятиям, движениям мирян трудно себе представить, чем стала для современников эта книга Женевского епископа, говорившего, что «..Бог хочет от христиан, которые яв¬ляются живыми растениями Церкви, чтобы они приносили плоды благочестия, каждый по своим способностям и призванию. Разные формы примет благочестие дворянина, ремесленника, слуги, князя, вдовы, девушки, замужней женщины. Кроме того, оно должно соответство¬вать силам, занятиям и обязанностям каждого человека».  Богословие святого Франциска Сальского - это богословие любви, наивысшей формой благочестия он называет умение жить, исполняя две «наибольшие» заповеди – заповеди любви.

Книга представляет собой полное руководство по духовному совершенствованию для мирян и не утратила актуальности и сегодня, когда, как и во времена святого Франциска Сальского, христианство подвергается нападкам и насмешкам. Разве не кажется, что эти слова святого - о нас: «Когда твои прежние друзья и товарищи заметят, что ты стала уклоняться от мирских забав и развлечений, они начнут злословить тебя и представят тебе тысячу возражений: одни будут говорить, что ты решилась на это потому, что тебе не повезло в миру, другие будут обвинять тебя в стремлении оригинальничать, в неискренности и ханжестве: более доброжелательные - в склонности в меланхолии; тебя будут предупреждать о том, что ты можешь потерять положение в свете, расстроить свое здоровье, состариться раньше времени. Третьи будут увещать тебя, что в миру надо жить, как живут все. Все это ложь и лицемерие». Не похожа ли реакция окружающих на благочестие мирянина или мирянки, которую описывает святой, на ту, квинтэссенцией которой в наши дни стало выражение «ударился в религию», адресованное тому, кто сегодня искренне обращается к Богу? 

 

Кроме «Филотеи», святым Франциском написаны  «Трактат о любви к Богу», «Открытое письмо к протестантам», «Краткий трактат о причастии», «Любовь к ближнему», «Духовные беседы», «О должном поклонении Святому Кресту».

 

Святой Франциск Сальский умер в Лионе 28 декабря 1622 года, возвращаясь из Парижа, куда он сопровождал герцога Савойского, в Анси. Днём его памяти считается не день его рождения для неба, а день, когда его тело обрело покой в основанном им монастыре визитанток в Анси. Уже в 1661 году Папа Александр VII беатифицировал его. Спустя четыре года он был объявлен святым, а в 1877 году - Учителем Церкви.
На духовности святого Франциска Сальского основываются четыре женских и три мужских Конгрегации, в том числе такая хорошо известная в России Конгрегация, как салезианцы дона Боско. Его книги, написаны великолепным литературным языком  и сегодня он один из самых читаемых христианских авторов и именно поэтому он является покровителем католических писателей и журналистов.

 

Обращаясь к собравшимся во время аудиенции 2 марта 2011 года Папа Бенедикт XVI сказал: «…в такое время как наше, которое ищет свободы том числе  посредством насилия и мятежа, нельзя не признать актуальности этого великого учителя духовности и мира, который передает своим ученикам «дух свободы», истинной свободы, как вершины чарующего и всеобъемлющего наставления в реальности любви. Св. Франциск Сальский - это образцовый свидетель христианского гуманизма; со своим собственным стилем, с аллегориями, подчас осененными крылом поэзии, помнящим, что глубоко в себе человек несет ностальгию по Богу, и что только в Нем он находит истинную радость и наиболее полную реализацию».

 
«Совершенство вселенной в человеке, совершенство человека – в духе, духа – в любви, и любви – в милосердии»

 

Анна Кудрик

Источник: www.cathmos.ru