//

«Неуслышанные» молитвы

На католических сайтах и порталах, среди сотен прочих записей и постов, встречаются вопросы о смысле молитвы. «Я очень заботилась о религиозном воспитании моих сыновей, а когда они выросли, то перестали ходить в церковь, хотя прежде были министрантами. Мой брат — свидетель Иеговы. Какой смысл молить Бога об их возвращении в Церковь, если Он сам дал им свободу воли?! Что толку от моих усилий, постов, молитв? Бог верен — Он своей воли не изменит. Что мне делать?!» — пишет Анна.


«Порой я думаю, есть ли смысл в молитвах Господу в некоторых интенциях, если у Него и так уже есть планы на нас самих и наших близких. Скажем, вот просит один об исцелении своего родственника — а тот умирает. Мы молимся о безопасном пути, садясь в машину, но кто-то все равно погибает в автокатастрофе», — замечает еще один пользователь. И правда, какой смысл обращаться к Богу с просьбами, если Он и так лучше знает что нам нужно, а между тем дела все равно идут своим (случайным?) чередом. Как же часто Бог не слышит наши молитвы, твердят разочарованные верующие.

 

Не будь Брюсом Всемогущим

В Библии мы находим много примеров молитвы и призывов к ней. Например, в Евангелии от Луки Иисус «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Эта притча, героиня которой, вдова, — пример неутомимой выдержки вплоть до достижения цели, завершается заверением: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк.18:7). В Нагорной проповеди заверение еще более убедительно: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). В то же время мы по своему опыту знаем, что Бог, как нам кажется, не только торопится нас слышать, но и не дает нам то, о чем просим. Тот же опыт, но в еще более драматичной форме, мы встречаем и у Псалмопевца, говорящего: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.» (Пс.21:2-3). Вообще в Псалмах есть много примеров своего рода спора с Богом, попускающим злому человеку торжествовать над праведником.


Здесь стоит вспомнить о шутливом, но не лишенном смысла послании фильма «Брюс Всемогущий». Главный герой сталкивается с чередой неудач: теряет работу, его избивают, олн ссорится с девушкой, попадает в аварию. И он начинает злиться на Бога, Который, отвечая на такую «молитву», дает Брюсу все Свое могущество. И Брюс очень быстро убеждается, что быть всемогущим не так то просто. В одной из сцен мы видим, как Брюс сталкивается с тысячами просьб верующих людей. Начиная их исполнять, он ввергает все в неимоверный хаос.
Представьте себе, что вот дана вам Божественная мощь и подумайте: были ли бы довольны вами люди после нескольких дней лично вашего всемогущества? В наших претензиях к Богу на то, что Он не всегда поступает так, как молимся мы, иногда звучит убеждение, что мы лучше бы распорядились этим миром. Причем в крайних случаях это приводило в величайшим преступлениям в истории: такие люди как Сталин, Ленин, Мао Цзедун, Пол Пот действительно считали себя умнее Бога и способны создать новый, лучший мир.


Библия призывает нас формулировать молитвенные прошения, но в то же время предостерегает, напоминая: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.» (Ис.55:8). Поэтому нам не стоит ожидать, что если мы искренне помолимся, то все случится так, как мы хотим, а Бог сделает наши планы Своими. Молитва — это не заклинание, не магическая формула, которая обязана произвести действие — это пребывание в присутствии Бога, споспешествование Ему с упованием на то, что Бог предвидит, усмотрит и сохранит, спасет мою — нашу — жизнь. Бог — не «слесарь», которого можно вызвать, чтобы поправить мир сообразно нашим потребностям. Бог уважает права Своего творения, а также свободу человека — Его дар. Своей силой Он дает всему жизнь, но это вовсе не значит, что относится к миру как к кукольному театру, в котором Он дергал бы марионеток за нитки.


Бог дает нам благодать, но прежде всего — дарит нам отношения с самим Собою. Он посылает ангелов и призывает людей для исполнения определенных задач, однако Его окончательным ответом на каждое несчастье, зло и несправедливость в мире станет воскресение и новое творение. Клайв Льюис очень глубоко показывает нам эту истину и логику поведения Бога в «Хрониках Нарнии», особенно в последнем ее томе. Когда герои повести, дети Эдмунд, Петр и Люси, погибают в автокатастрофе, лев Аслан (несомненная аллегория самого Христа) не пытается что-либо поправить, оправдать несчастье, — своим рыком он будит Отца Время и после суда «лицом к лицу» творит новый мир: страну Аслана (Царствие Божие). Петр, Эдмунд, Люси и все те, кто пошел за Асланом, не имеют ни тени сомнения, что, обращаясь к нему, они всегда были услышаны.

 

Не получаете, ибо плохо молитесь

Многие не молятся вообще, не обращаются с доверием и упованием к Богу, однако есть и те, кто молится плохо. Об этом лучше всего сказал апостол Иаков: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» (Иак.4:2-3).


Таким образом, плохая молитва — та, которая сосредотачивается на собственных, эгоистических вожделениях. Я уже говорил о магическом отношении к молитве: такой подход типичен для язычества, в котором человек, осознавая собственную ограниченность, ищет поддержки у неких «высших сил», к которым относится меркантильно и инструментально, предлагая обмен «баш на баш». Языческие религии пытались найти ответ на вопрос, как найти подход к богам, чтобы умилостивить их и склонить на свою сторону. Для этого они ограничивали некое священное пространство и призывали жреца, посредника, который приносил жертвы для умилостивления высших сил. Сущность христианства совершенно иная. У нас храмы, но в них нет разделения на священное и профанное: Бог жаждет быть всем во всем. По сути, священник у нас один — Иисус Христос, а Жертва — это не попытка подкупить Бога, укрепление личных, основанных на вере и доверии, отношениях с Богом.


Те, кто понимает молитву как языческо-магический ритуал, в наши дни с легкостью отступают от веры и вообще перестают молиться. С циничной усмешкой они объясняют, что от грозы и молнии молитва не спасет, зато спасет громоотвод. На интернет-форумах достаточно тех, кто высмеивает верующих, когда случаются какие-либо катастрофы — например, переворачивается автобус с паломниками. Похожую ситуацию можно встретить в Псалме 41: «Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?» Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс.41:10-12).


Магическому мироощущению христианская духовность противопоставляет молитву как поиск воли Бога. В Первом Послании апостола Иоанна есть очень важная фраза: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1Ин.5:14). Человек обращается к Богу в конкретной ситуации, в которой он изливает Ему определенные опасения и желания — он должен это делать. Но в то же время его молитва должна быть открыта навстречу разным вариантам развития событий. Игнатию Лойоле приписывают такое высказывание: «Действуй так, словно все зависит от тебя, но ожидай таких плодов, словно все зависит от Бога». Перефразируя этот совет, можно сказать, что в молитве следует быть искренним и открывать Богу свои желания, и в то же время не ограничивать Бога в том, как Ему тебя услышать. Иисус молился на Елеонской горе: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Такой должна быть и христианская молитва: не моя воля, но Твоя…


Бывает и так, что мы молимся «на всякий случай», но по сути не имеем веры. На это обстоятельно много раз указывали сам Иисус: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк.11:24). Исцеленным Он говорил, что ни исцелены верой. В своем же родном городе Назарет Он сотворил мало чудес по причине маловерия жителей. Истинная вера «двигает горы», но «передвигание» гор порой состоит в том, что нам дается сила и понимание принять то, что имеем, если дела идут не так, как нам бы хотелось. Человек больной, отправляющийся в паломничество в Лурд с просьбой об исцелении, может быть уверен, что он — услышан: даже если не исцелится, потому что исполненная веры молитва никогда не привязана к тому, что мы сами себе придумали: она позволяет увидеть Бога там, где, казалось, Его нет. Зрелая вера знает, что Бог слышит нашу молитву, просто иногда — по-своему.


Когда мы говорим о плохой молитве, вспоминаются записанные в Библии так называемые проклятия. Типичным примером является Псалом 81, в котором Псалмопевец говорит: «Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром. Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение; исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи! Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут» (Пс.81: 14-18). В благочестивом порыве мы называем такую молитву плохой, и говорим, что Бог наверняка отверг ее. Однако эта молитва осталась в Псалтири. Чтобы быть до конца честным, следует прочесть Псалом до конца: «Да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею». То есть, погибель для врагов не была конечной целью молитвы: она о том, чтобы враги познали истинного Бога.


Но вот вопрос: слышит ли Бог такие молитвы проклятия, и если да, то как относится к ним. Может, я вас удивлю, но считаю, что Бог услышал проклятия. Правда, по-своему: Сын Божий взял на Себя грехи тех, о ком говорит Псалмопевец, и вместо них позволил Себя подвергнуть унижениям и прибить ко кресту. Распятый и отвергнутый, Он молится на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). И эта молитва была услышана: свидетельство тому — Воскресение. В нее же включены были все те, кого за много веков до этого, проклинал Псалмопевец — то есть, его молитва, в конечном счете, была услышана тоже.

 

Тайна молитвы — тайна страдания

Размышления, которые мы с вами предприняли, я надеюсь, позволили нам немного понять проблему так называемых «неуслышанных молитв». Но не заблуждайтесь, думая, что раз Бог слышит наши молитвы «по-своему», то теперь все понятно и не за чем больше об этом думать. Мы имеем право спрашивать, почему искренние и правильные молитвы остаются без ответа. Поэтому мы продолжаем искать ответ, спорить с Богом и не переставать надеяться. Ведь окончательный вопрос о неуслышанной молитве — это вопрос о смысле страдания, особенно страдания безвинных, и о примирении Божьей любви с многоликим страданием мира.
Как бы мы ни относились к страданию и что бы мы не предпринимали, чтобы облегчить его, оно остается тайной, и — как нам показывает книга Иова — не следует мудрствовать, силясь истолковать значение каждого несчастья. Иов не соглашается с простыми ответами своих друзей, он знает: самое разумное, что можно сделать — несмотря ни на что уповать на Бога. Когда, например, умирает ребенок, то разве глупы те родители, которые, несмотря на сильнейшую боль, надеются, что их чадо возрастет в Боге и однажды выйдет им навстречу? Какой смысл запирать самого себя в клетке безнадежности, отчаяния и гнева на Бога? Так случается в жизни, что одних несчастье приводит в объятия Бога, а других — в ловушку безысходности. И если это так, то, возможно, проблема не в самом страдании, а в отношении самого человека к Богу.


Карл Ранер SJ заметил, что страдание, об удалении которого от нас мы просили, но Бог нас не услышал, это по сути своей аргумент в пользу веры: «Разве не правы мы, всегда держась света, пусть и слабого, а не тьмы, держась благословения, а не бездонной пасти существования… А если бы я уступил перед таким аргументом [страдание безвинных], то на что бы я тогда променял христианство? На пустоту, отчаяние и смерть». Соотнося эти слова с молитвой, можно сказать: разве не правы мы, веря, что неуслышанные молитвы однажды, неожиданным для нас образом, будут услышаны, и все будет так, как должно быть?

 

Дариуш Ковальчик SJ

Источник: newsmonk.ru