//

«Единая поместная Церковь в Украине может состояться скорее, чем мы думаем», – Блаженнейший Святослав

Блаженнейший Святослав (Шевчук) – один из самых молодых руководителей Украинской греко-католической церкви. С его избранием главой УГКЦ, связывают новое дыхание Церкви и усиление ее влияния на общественные процессы. Молодость и энергия Блаженнейшего позволяет внедрять идеи и принципы христианского бытия не только в Украине, но и за ее пределами.
Избрание Святослава (Шевчука) Патриархом было неожиданным, однако прогнозируемым. Верные УГКЦ позитивно и с надеждой восприняли молодого Главу Церкви.
С Блаженнейшим мы встретились в его загородной резиденции в Киеве, накануне визита в Апостольскую столицу. Простой, откровенный и коммуникабельный Владыка Святослав производит приятное впечатление в общении, а его динамизм и решительность подчеркивают харизму Главы УГКЦ и вселяют уверенность в будущем Церкви.


Ваше Блаженство, прежде всего, поздравляю Вас с избранием Главой многомиллионной УГКЦ. Скажите, пожалуйста, было ли это для Вас неожиданностью? Или Вы сразу согласились возглавить Церковь?

Вы не первый, кто задает мне этот вопрос. На него я всегда отвечаю так: для меня, пожалуй, как и для Синода, это избрание стало полной неожиданностью. Я действительно готовился возвращаться обратно в Аргентину и продолжать начатые там дела. Но так получилось, что Господь Бог распорядился по-своему и Владыки избрали меня Главой Украинской греко-католической Церкви. Это избрание стало для меня неожиданным поворотом в жизни.

 

В своей первой проповеди как Глава Церкви Вы заговорили о «весне греко-католической церкви». Означает ли это существенное омоложение – детализируйте, если можно?

В своей проповеди я не сказал ничего нового, а лишь привлек внимание к относительно молодой нашей Церкви. Когда речь идет о возрасте духовенства и монашества Украинской греко-католической Церкви, а он составляет 35 лет, то мы, действительно, является очень молодой Церковью. Очевидно, так случилось исторически, что сегодня нашей Церкви где хватает священнослужителей среднего возраста, от 45 до 55 лет. Этот промежуток возрастной у нас не заполнен. На это были исторические причины: в контексте жизни в Советском Союзе, когда существовали подпольные семинарии, доступ к ним был ограничен, поэтому священников этого возраста мало. И я ничего другого не сказал, лишь констатировал факты. Очевидно, что сегодня молодое поколение в УГКЦ все больше берет на себя ответственность за Церковь, как на уровне епископата, так и на уровне епархий, приходов и религиозных сообществ.

 

Расскажите об основных принципах «Стратегии развития церкви до 2020 года». Поговаривают, что Вы как молодой Патриарх будете проводить более демократичную церковную политику, имея в виду общественные процессы, которые до недавнего времени осуждались или не воспринимались католической церковью? Вы вообще демократ или консерватор?

По своим взглядам, я реалист. Это значит, что я действительно пытался познать здоровую традицию нашей Церкви и передавать ее, в частности, как преподаватель или воспитатель в семинарии. Церковь – не демократический институт, Церковь является иерархической институцией. Но иерархичность не означает авторитарность в решении церковных вопросов. Я убежден, что не воспринималось Украинской греко-католической церковью, то и впредь признаваться не будет. А что было предметом развития Церкви, и впредь останется на ведущих позициях и будет отвечать на вызовы, которые ставит современный мир и современная культура.

 

Свой первый визит вы совершили в Апостольскую столицу и впервые на таком уровне заговорили о Патриархате Украинской греко-католической Церкви. Насколько это реально в нынешних условиях и что препятствует этому процессу?

В последние месяцы вопрос Патриархата УГКЦ стоит достаточно остро и в разных контекстах. В который раз хотел бы сказать, что этот наш первый визит в Апостольскую столицу после избирательного Синода, имел скорее не столько рабочий характер, как был визитом вежливости. Его цель – видимым образом засвидетельствовать наше единство со Вселенским Апостольским престолом. Когда речь идет о строительстве нашего Патриархата или преградах, стоящих на его пути, то они не столько внешнего, сколь внутреннего характера. Возможно, их причина в трудностях нашего роста: мы развиваемся и растем в патриаршее достоинство. Каждый наш шаг, синод, собор или строительство межъепархиальных структур – это шаги роста к полноте патриаршего признания. Об этих элеменах нашей внутрицерковной жизни мы говорим с Апостольской столицей и делаем это в рабочем порядке. Я думаю, что все вместе, как дети Украинской греко-католической Церкви, мы должны активно для нее служить и быть ее настоящими живыми организмами. Вот тогда мы действительно построим наш Патриархат.

 

Помню, что провозглашение Патриархата в свое время связывали с визитом в Украину Папы Иоанна Павла II, но тогда этого не произошло. Почему?

Когда впервые в истории Украины в нашу страну приехал Святейший Отец, было очень много разных предположений и догадок: что нам он с собой привез и что провозгласит. Это касалось и вопроса Патриархата. Однако, должен сказать, что большинство догадок осталось лишь догадками. Итак, в контексте первого визита ныне Блаженного Иоанна Павла II не шла речь о провозглашении Патриархата УГКЦ. Цель того визита – глубже ознакомить Папу с деятельностью нашей Церкви, ее вековыми традициями. Мы хотели, чтобы Святейший Отец увидел этот многомиллионный патриарший сбор. Именно с такой задачей мы и связывали визит Главы Католической Церкви. Это был не визит требования, это был визит радости, и мы тогда радовались, что нас посетил наследник престола апостола Петра.

 

Ваше Блаженство, предполагается ли в ближайшее время визит Папы Бенедикта XVI?

Насколько мне известно, какого официального приглашения от украинского государства, украинской власти для Святейшего Отца не было. Очевидно, что мы надеемся на следующий визит в будущем и хотим, чтобы он был не меньшего масштаба, чем приезд в Украину Блаженного Иоанна Павла II. А потому все для этого сделаем.

 

В одном из первых своих интервью как настоятель УГКЦ Вы сказали о возможном диалоге и встрече с Патриархом Православной Церкви Кириллом. О чем хотели бы говорить с ним? На что греко-католики готовы пойти, чтобы, мягко говоря, прекратить неприязнь между двумя религиозными общинами?

Об этом много говорят и делают из этого что-то чрезвычайное. Но мы живем в такой период, когда подобные встречи не должны становиться чем-то сенсационным, встречами компромиссов, сдачи или получения позиций. Когда руководители церквей не встречаются, это означает, что они не до конца идут в ногу с современным миром. Поэтому в свое время Блаженный Иоанн Павел II, а сейчас и Святейший Отец Бенедикт XVI заявляли о желании таких встреч. К сожалению, со стороны Московского Патриархата мы видим полную неготовность к таким встречам. Когда речь идет о нашей Церкви и обо мне лично, я об этом уже много говорил и думаю, что встречи такого масштаба крайне необходимы, но не для того, чтобы одна из сторон шла на какие жертвы, – тогда они никогда не пройдут. Считаю, что такие встречи как раз и послужат тому, чтобы узнать друг друга, устранить определенные предубеждения, существующие как определенный стереотип и пережиток прошлого. Такие встречи крайне необходимы для того, чтобы мы заживили раны прошлого. Несомненно, Украинская греко-католическая Церковь носит на своем теле немало ран, нанесенных Львовским псевдособором, в результате которого была провозглашена ликвидация нашей Церкви сталинским режимом. Как раз в этом году мы с грустью обходим 65-ю годовщину этого, я бы сказал, братоубийственного акта. Очевидно, такие встречи помогут нам проторить путь к взаимному примирению. А без взаимного примирения, оздоровления нашей памяти я не вижу здорового и конструктивного будущего.

 

Как Вы планируете выстраивать отношения с властью, которая не очень благосклонно относится к Украинской греко-католической церкви? Недавно на Синоде епископов УГКЦ, проходившем в Бразилии, была дана жесткая оценка политической ситуации в Украине? Почему этот вопрос возник на таком почтенном уровне?

Первое, история нашей Церкви показывает, что большая часть времени наше существование проходило в условиях правления, которое не было благосклонно к нашей Церкви. Поэтому нам не привыкать к неблагосклонности к нам власти. На протяжении своей истории мы всегда пытались отстаивать интересы нашего народа, конструктивно строить гражданское общество и, действительно, были душой нации. Свои функции общественной миссии Украинская греко-католическая Церковь видит и сегодня. Когда речь идет о письме, которое мы направили Президенту Украины в контексте нашего Синода в Бразилии, то такие письма имеют скорее протокольный характер. Всегда во время такого собрания мы пишем «Письма единства» к Святейшему Отцу, направляем письмо президенту той страны, где мы собираемся. Во время последнего Синода мы направили письмо госпоже Президенту Бразилии и, конечно, мы не могли не направить письма нашему Президенту, который в конце октября планирует посетить Бразилию. И в письме к руководителю Украины мы просто обязаны были сказать правду о болезненных моментах нашего бытия в Украине. Но наши слова не имели целью что-то перечеркнуть или уничтожить. Наоборот, своими словами мы хотим строить. Это были слова критики, но критики конструктивной. Как пастыри мы просто не могли не выразить свою обеспокоенность теми процессами, которые происходят в Украине. Из уст нашего Президента мы не раз слышали аналогичную обеспокоенность. Например, он не раз жестко критиковал судебную систему в Украине и так далее. В известной степени, мы чувствовали обязанность высказать правду о нашей действительности, для того чтобы можно было совместно строить нашу независимую страну, которая в этом году празднует свою 20-ю годовщину.

 

Сейчас много идет разговоров о преследовании Украинской Церкви. Об этом в свое время намекал Блаженнейший Любомир, открыто об этом говорит Патриарх УПЦ КП Филарет. Если такая тенденция станет угрожающей, как будет действовать УГКЦ и готова ли Церковь к сотрудничеству с другими религиозными конфессиями?

Слава Богу, о каких-либо преследованиях нашей Церкви в Украине мы говорить не можем. Таких фактов у нас нет. Возможно, есть определенное непонимание природы Церкви, ее миссии в обществе, в частности, миссии Украинской греко-католической Церкви. Так, в определенных случаях мы видим неодинаковое, неравное отношение власти к представителям разных конфессий. Местами откровенно фаворизируется Украинская православная церковь Московского Патриархата. Мы об этом открыто говорили и говорим. Хотя Президент и заявлял об одинаковом отношении ко всем церквам в Украине, однако и в своем письме мы говорим, что в разных регионах государства это равенство достаточно нарушается. Поэтому, когда речь идет о диалоге с нашей современной властью, то мы стараемся объяснить природу и миссию УГКЦ.


Когда речь идет о сотрудничестве с другими конфессиями, то оно достаточно конструктивно на уровне Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, объединяющего около восемнадцати различных религиозных и церковных структур, действующих сейчас в Украине. Кстати, в этом году Совет отмечает 15 лет своей деятельности. В данную неправительственную общественную организацию входят лидеры 90 процентов верующих Украины. В контексте такого сотрудничества мы действительно можем строить межрелигиозный диалог, защищать общественный мир, в частности, в религиозном поле. Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций на сегодня является моральным авторитетом и к нему прислушивается, прежде всего, украинское общество.

 

Тезис о создании в Украине Единой Поместной Церкви, о чем говорил перед выборами Президент Янукович. Вы его разделяете? Если да, то на какой основе и под чьей религиозной юрисдикцией такое образование возможно?

Когда речь идет о единой поместной церкви, то, думаю, таково стремление всех христиан Украины, в частности, наследников Владимирова крещения, ибо разделение между христианами является большим препятствием для успешной проповеди Христова Евангелия. Если говорить о методах и способах, как достичь такого единства, то, очевидно, что вопрос должен рассматриваться исключительно в духовной и церковной плоскости, но оно отнюдь не должно быть политическим и стать предвыборным проектом того или иного лидера. Церковь не является политической структурой. Церковь – это духовный организм, который имеет невидимые и видимые составляющие. Если говорить о невидимой составляющей Христовой Церкви, то она является единственной и можно говорить, что в Украине существует Единая Поместная Церковь. Все мы исповедуем единый символ веры и молимся: «Верую в единую святую соборную апостольскую церковь...» Но в этом человеческом или видимом измерении, вследствие тех или иных исторических обстоятельств, возникло разделение. И сегодня мы должны все сделать, чтобы это невидимое измерение вполне проявилось в нашем ежедневном бытии. Церковное единство должно выйти из нутра всех Церквей. Оно не может быть накинуто внешне тем или иным Президентом или политическим деятелем. Сегодня мы действительно пытаемся строить конструктивный диалог с нашими православными братьями, сотрудничаем в различных акциях. Со своей стороны, мы действительно стремимся к Единой Поместной Церкви, а то, когда мы ее построим, зависит не только от нас, ибо это дело не только человеческое, это дело Божее. В свое время я говорил, что, когда мы действительно захотим единства, будем за него молиться, будем его строить, то Господь Бог может нас всех удивить: единая Поместная Церковь может состояться быстрее, чем мы думаем.

 

Вернемся к вопросам УГКЦ. До сих пор Церковь считалась сильным монолитом с вековыми традициями. Однако сегодня все чаще звучат разговоры о расколе. Появились «подгорецкие монахи», не исключены и другие религиозные структуры. Как будете избегать этого или даже противостоять?

Уверенно могу сказать, что раскола у нас нет. Украинская Греко-Католическая Церковь является монолитом, возможно, даже гораздо сильнее, чем это было еще лет 20 назад. Сегодня создаются группы, которые маскируют себя под греко-католическую Церковь или же присваивают себе наше имя. Они называют себя или традиционной греко-католической Церковью, или правоверной, а завтра придумают еще какую «самую истинную», «честную» греко-католическую церковь. Но это не наше. Мы стараемся укреплять свою Церковь, заботиться о ней. Повторюсь, УГКЦ монолитна. Хотел бы пожелать нашим верующим прислушиваться к голосу своих пастырей, которые скажут, где есть истинная греко-католическая церковь и кто является ее членом, а кто просто маскируется под ее пастырей.

 

В развитых европейских государствах высокий комфорт жизни, но низкая религиозность. У нас – наоборот. Однако мы стремимся в Европу. Как Вы считаете, нам удастся интегрировать в Европу христианские ценности или, напротив, наши храм с подъемом уровня жизни опустеют?

Если мы говорим о религиозности, то мы говорим об очень глубоком и многогранном феномене человеческого бытия. От природы человек является существом религиозным, поэтому его религиозность не может уменьшаться, увеличиваться или видоизменяться. Когда мы говорим об Украине, наша религиозная составляющая играет очень важную роль в общественной жизни. А в богатых европейских странах считается, что духовная, религиозная жизнь является чем-то совершенно частным, что не должно влиять на общество. Кое-где бытует мнение, что говорить о вере сегодня не является знаком культурного человека. В известной степени, это феномен современной секуляризованной культуры, которая пытается устранить из общественной жизни любой религиозный элемент. Но это отнюдь не уменьшает религиозности тех же европейцев, которые погружаются в глубоко частную жизнь.


Украина однозначно является европейским государством. Сегодня мы воплощаем в жизнь те ценности, которые называются европейскими. Но для нас как для Церкви очень важно, чтобы украинское общество не подверглось той секуляризации, какой «больна» сегодня богатая Европа или Северная Америка. Поэтому секуляризм, загоняющий, в известной степени, в тупик религиозные потребности человека, не способствует полноценному развитию человеческой личности. Корни того, что сегодня в западном мире есть определенный кризис, в том числе и финансовый, прослеживаются в духовном, религиозном кризисе человека. Думаю, что строя Украину, как интегральную составную часть европейской семьи народов, мы должны свидетельствовать о важности духовных, религиозных и христианских источников той же Европы. Тогда мы, действительно, внесем важную лепту в развитие справедливой, полноценной и культурной Европы в будущем.

 

Как часто наведываетесь в Стрый, откуда Вы родом?

Честно говоря, очень редко. За последние полгода дома был всего два раза. Первый раз приезжал в Стрый в праздник иконы Лиской Богородицы. Если не ошибаюсь, это было 10 июля. Как глава УГКЦ принял участие в многотысячном паломничестве, на которое пришли не только жители Стрыя, но и жители окрестных городков и сел. Второй раз я поехал домой, чтобы окрестить своего новорожденного племянника. Это был особый момент и праздник для всей нашей семьи. Меня дома всегда ждут. Я стараюсь хотя бы по телефону поддерживать контакты с родителями, братом и его семьей.

 

Напоследок, что хотели бы сказать верующим своей Церкви в Галичине и вообще всем христианам?

Хотел бы пожелать следующие три вещи. Первое, хочу призвать всех, особенно молодых людей, не стесняться своей веры, быть настоящими христианами и свято хранить сокровище веры, которое передали нам наши предшественники: деды и прадеды. Этот уникальный клад должен стать краеугольным камнем нашей личной жизни и социального строительства.
Второе пожелание. Хотел бы призвать всех любить свою Церковь, доверять ей. Украинская греко-католическая церковь – это церковь, которая прошла горнило мученичества, что было серьезным испытанием на правдивость, зрелость и церковную истинность. Сегодня как настоящая Христова Церковь греко-католическая церковь возведена во всем мире. Поэтому очень важно, чтобы ее любили и ценили родные дети здесь, в Украине.
И третье. Тем лицам, которые сейчас несут ответственность за украинское общество в органах государственной власти, нужно выполнять свою миссию как один из важных элементов христианского служения ближнему, а значит, Господу Богу. Тогда наш народ и наше государство будет иметь светлое будущее!

 

Спасибо за беседу.

Благодарю Вас и да хранит вас милостивый Господь!

Беседовал Иван Хас

Источник: galinfo.com.ua/ http://www.ugcc.org.ua