//

«Чистилище – не конкретное место, а внутреннее пламя» - тема общей аудиенции 12 января

Центральной темой вчерашней общей аудиенции в Ватикане стала жизнь Св. Екатерины Генуэзской, мирянки и мистика, жившей на рубеже XV и XVI веков. Папа особенным образом заострил внимание на описание Чистилища, оставленное Святой. Екатерина Генуэзская писала, что это внутреннее состояние души, которая постепенно приближается к первоначальной божественной чистоте. В конце аудиенции Бенедикт XVI подчеркнул, что в нашу эпоху необходимо, чтобы христиане провозглашали Евангелие собственной жизнью.

 

Не подземное царство, полное пыток и страдания, а внутреннее пламя, очищающее душу. 500 лет назад жительница итальянского города Генуи, которая заведовала самой крупной городской лечебницей эпохи, именно так описала Чистилище. Никаких апокалипсических сцен, что в большей мере соответствовало бы ее времени, а простой и современный образ пламени, которое, сжигая грех, возвращает душе человека первоначальное сияние. На аудиенции в Зале Павла VI присутствовало около 9 тысяч человек. Бенедикт XVI поделился с аудиторией рассказом о жизни Генуэзской Святой, представив ее, как жену и светскую даму, испытавшую на себе пустоту и горечь светской жизни, а затем встретившую Христа во время исповеди 20 марта 1473 года:

 

«Преклонив колени во время исповеди, по словам Святой, она была ранена в сердце бескрайней любовью к Богу и так ясно увидела свое ничтожество и свои недостатки, одновременно с добротой Бога, что почти лишилась от этого чувств. Она была задета в самое сердце познанием самой себя, пустой жизни, которую она вела, и благостью Бога. Этот опыт подтолкнул Святую на решение, которое охарактеризовало всю ее последующую жизнь и которое можно описать такими словами: «Покончено с миром, покончено с грехами».
Именно с этого момента, сказал Папа, и начался путь очищения Екатерины, отмеченный «постоянной болью» от тяжести греха, глубокой связью со Христом в молитве и крепкой уверенностью в доброте Бога. Позднее исповедник Святой опишет в книге ее опыт постепенно развивающегося «мистического союза», а также ее видение Чистилища:

 

«Первой отличительной чертой этого видения является «место» очищения душ. В ту эпоху его представляли, главным образом, как некое пространство, Чистилище описывали, как место. А Екатерина не представляла Чистилище, как некое подземное царство, а как огонь, но не внешний, а внутренний. Чистилище есть внутреннее пламя».

 

 

В этом образе и в рассуждениях, которыми Св. Екатерина его сопровождает, сопоставляется «глубокая боль» за наше ничтожество и «бесконечная любовь Бога», простившего нас:
«Рассказ о мучениях в Чистилище не начинается с потустороннего мира, как это было принято в ту эпоху и, может быть, даже в наше время, чтобы потом указать путь к очищению и обращению. Святая исходит из собственного опыта внутренней жизни на пути к вечности (…) Душа осознает бесконечную любовь и совершенную праведность Бога и, поэтому, мучается от того, что не смогла ответить соответствующим образом на эту любовь. Именно любовь к Богу становиться пламенем, сама любовь очищает душу от накипи греха».

 

 

Духовность Екатерины Генуэзской, заметил Папа, подпитывается античными богословскими источниками, как это часто случается со Святыми, которые развивают свои отношения со сверхъестественным посредством чтения священных книг. Это дает повод Папе утверждать следующее:

«Святые в своем опыте общения с Богом достигают такого глубокого знания божественных тайн, в котором соединяются любовь и познание, что помогают самим богословам в их трудах, в понимании веры, в понимании ее таинств, в углубленном понимании таких тайн, как, например, Чистилище».

 

 

Вокруг этой женщины, полностью посвятившую себя работе в лечебнице, с годами начинают собираться сочувствующие и последователи. По выражению Папы, Бог и лечебница становятся центром ее жизни. Однако подобное существование невозможно назвать тщетным или полным заблуждений:
«Дорогие друзья, нам не следует никогда забывать, что, чем больше мы любим Бога и постоянно обращаемся к молитве, тем больше мы способны любить окружающих, близких, потому что в каждом человеке мы сможем увидеть лик Христа, который любит без ограничений и различий. Св. Екатерина не отдаляется от других, не создает себе абстрактный мир, а наоборот, приближается к людям, потому что начинает видеть глазами Бога и чувствовать Его сердцем».

 

Именно особая самоотверженность генуэзской Святой к больным подтолкнула Папу на следующее рассуждение:

«Смиренное, преданное и великодушное служение Святой на протяжении всей ее жизни в лечебнице в Памматоне является для всех ярким примером милосердия и особенным воодушевлением для женщин, которые несут свой ценный вклад в жизнь общества и Церкви своим трудом, обогащенным их душевностью и вниманием к самым бедным и нуждающимся».

 

В конце аудиенции Папа обратился с приветствием ко всем больным, молодежи и молодым супругам, которых вверил посредничеству Св. Екатерины Генуэзской.

 

 

Источник Радио Ватикан