//

«Он помог нам не бояться Истины»: проповедь Папы Бенедикта XVI на Мессе беатификации Папы Иоанна Павла II

Дорогие братья и сестры,

шесть лет назад на этой площади мы совершали погребение Папы Иоанна Павла II. Мы глубоко скорбели, потеряв его, но еще более глубоким было чувство великой благодати, объявшей Рим и весь мир: благодати, которая была в некотором роде плодом всей жизни моего возлюбленного предшественника, и особым образом — свидетельства, данного им через его страдания. Уже тогда мы ощущали благоухание его святости, и народ Божий многообразно выражал ему свое почитание. Именно по этой причине, с должным уважением к каноническим нормам Церкви, я пожелал, чтобы процесс его беатификации шел с разумной поспешностью. И вот желанный день настал. Он наступил быстро, потому что это было угодно Господу: Иоанн Павел II — блаженный!

 

Я от всего сердца приветствую всех в великом множестве собравшихся в Рим со всего мира для участия в этом радостном событии — кардиналов, патриархов восточных католических Церквей, собратьев-епископов и священников, членов официальных делегаций, послов, представителей гражданских властей, мужчин и женщин посвященной жизни, и верных мирян, и обращаю это приветствие ко всем, кто присоединяется к нам посредством радио и телевидения.

 

Сегодня Второе воскресенье Пасхи, которое по желанию Блаженного Иоанна Павла II стало именоваться Воскресеньем Божиего Милосердия. Дата сегодняшнего празднования была выбрана, потому что, по провидению Божиему, мой предшественник скончался в навечерие этого праздника. Сегодня также первый день мая — месяца, посвященного Марии, и литургическая память святого Иосифа-Труженика. Все эти различные элементы служат обогащению нашей молитвы, помогают нам, продолжающим свое паломничество во времени и пространстве, тогда как на небесах, среди ангелов и святых, это празднование сейчас совершается совершенно иным образом! И все же, Бог един, как един и Христос Господь, который как мост соединяет землю с небом. И мы сами в этот момент больше, чем когда либо, чувствуем себя участниками этой небесной литургии.

 

«Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20, 29). В сегодняшнем Евангелии Иисус провозглашает это блаженство: блаженство веры. Для нас это особенно важно, потому что мы собрались, чтобы праздновать беатификацию (причисление к лику блаженных), но в еще большей степени потому, что сегодня блаженным провозглашается Папа, Преемник Петра — тот, кто был призван утверждать своих братьев по вере. Иоанн Павел II — блаженный, потому что у него была вера, сильная, щедрая и апостольская вера. Здесь мы не можем не вспомнить и о другом блаженстве: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Mф 16,  17). Что наш небесный Отец открыл Симону? То, что Иисус есть Христос, Сын Бога живого. Через эту веру Симон становится Петром, камнем, на котором Иисус строит Свою Церковь. Вечное блаженство Иоанна Павла II, которое Церковь сегодня в ликовании провозглашает, целиком содержится в этих двух речениях Иисуса: «Блажен ты, Симон» и «Блаженны невидевшие и уверовавшие!» Это блаженство веры, которую Иоанн Павел II также принял как дар от Бога Отца для созидания Христовой Церкви.

 

Наши мысли обращаются к еще одному блаженству, которое появляется в Евангелии прежде всех других. Это блаженство Девы Марии, Матери Искупителя. Святая Елизавета говорит Марии, зачавшей Иисуса: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк 1, 45). Блаженство веры имеет своим примером Марию, и все мы радуемся тому, что беатификация Иоанна Павла II совершается в этот первый день месяца, посвященного Марии, под материнским взором Той, которая своей верой укрепляла веру Апостолов и постоянно поддерживает веру их преемников, в особенности того, кто был призван занять Престол Петра. Мария не появляется в повествованиях о воскресении Христа, однако она присутствует сокровенно и постоянно: она — Мать, которой Иисус поручил каждого из Своих учеников и всю общину. В частности, св. Иоанн и св. Лука рассказывают о сильном, материнском присутствии Марии в текстах, предшествующих сегодняшнему Евангелию и первому чтению. В рассказе о смерти Иисуса Мария появляется у подножия Креста (Ин 19, 25), а в начале Деяний Апостолов мы видим ее среди учеников, собравшихся для молитвы в горнице (Деян 1, 14).

 

Сегодняшнее второе чтение также говорит нам о вере. Сам святой Петр, исполненный духовного горения, указывает новокрещенным на причину их надежды и радости. Мне нравится, как в этом отрывке, в начале своего 1 Послания, Петр не призывает, но просто отмечает как факт: «Вы радуетесь», и добавляет «Вы любите Его, хотя и не видели, вы верите в Него, хотя и теперь не видите. И вы ликуете невыразимой, чудесной радостью, потому что достигаете цели своей веры — своего спасения» (1 Пет 1, 6.8-9)*. Все эти глаголы — в индикативе, поскольку новая реальность наступила вместе с воскресением Христа, реальность, дверь к которой открывает вера. «Это — от Господа», говорит Псалом 117, «и есть дивно в очах наших», очах веры.

 

Дорогие братья и сестры, сегодня наши глаза созерцают в сияющем духовном свете воскресшего Христа возлюбленного и чтимого нами Иоанна Павла II. Сегодня его имя добавляется ко множеству тех, кого он сам провозгласил святыми и блаженными в течение почти двадцати семи лет своего понтификата, тем самым решительно подчеркивая универсальный характер призвания к высотам христианской жизни, к святости, согласно учению соборной Конституции о Церкви «Lumen gentium». Все мы, как члены Народа Божия — епископы, священники, диаконы, миряне, монахи и монахини — совершаем свое паломничество к небесной отчизне, куда предшествовала нам Дева Мария, неповторимым и совершенным образом связанная с тайной Христа и Церкви. Кароль Войтыла принимал участие во II Ватиканском Соборе, сначала в качестве епископа-помощника, а затем и архиепископа Краковского. Он в полной мере сознавал, что посвятив Марии последнюю главу своей Конституции о Церкви, Собор тем самым провозгласил Матерь Искупителя примером и образом святости для каждого христианина и для всей Церкви. Это было богословское видение, которое Блаженный Иоанн Павел II открыл для себя еще в молодости, и затем сохранял и углублял его на протяжении всей своей жизни. Видение это выражено в библейском образе распятого Христа, у Креста которого стоит Мария, Его Мать. Эта икона из Евангелия от Иоанна (19, 25-27) стала частью епископского, а затем и папского герба Кароля Войтылы: золотой крест с буквой «М» в нижнем правом углу и девиз «Totus tuus» («Всецело Твой»), взятый из известных слов Святого Людовика Марии Гриньон де Монфора, в которых Кароль Войтыла обрел путеводную звезду своей жизни: «Я всецело твой, и все мое — твое. Я беру вас за все мое. О Мария, дай мне сердце» («Трактат об истинном почитании Пресвятой Девы Марии», 266).

 

В своем завещании новопровозглашенный блаженный писал: «Когда 16 октября 1978 года конклав кардиналов избрал Иоанна Павла II, Примас Польши, кардинал Стефан Вышиньский, сказал мне: "Задачей нового Папы Римского будет ввести Церковь в Третье тысячелетие"». И Папа добавил: «Я хочу вновь благодарить Святого Духа за великий дар II Ватиканского Собора, должником которого  — вместе со всей Церковью, и особенно со всем епископатом — я себя чувствую. Я убежден, что еще многие поколения будут черпать из сокровищ, которыми одарил нас этот Собор Двадцатого века. Как епископ, который принимал участие в Соборе с первого дня до последнего, я желаю поручить это великое наследие всем, кто в настоящем и будущем призван осуществлять его решения на практике. Со своей стороны, я благодарю Вечного Пастыря, который даровал мне служить этому великому делу в течение всего моего понтификата». Что это за «дело»? Это то, о чем Иоанн Павел II сказал во время своей первой торжественной Мессы на площади Святого Петра в незабываемых словах: «Не бойтесь! Откройте, распахните двери Христу!» То, о чем вновь избранный Папа просил всех, он сам делал первым: Он открыл для Христа общество, культуру, политические и экономические системы, своей титанической силой — силой, дарованной ему от Бога — вызвав волну перемен, которые стали необратимыми. Своим свидетельством веры, любви и апостольского мужества, которые сочетались в нем с огромным человеческим обаянием, этот верный сын Польши помогал верующим по всему миру без страха называть себя христианином, принадлежать к Церкви, говорить о Евангелии. Одним словом: он помог нам не бояться истины, потому что истина —это гарантия свободы. Говоря еще более лаконично: он дал нам силу верить в Христа, потому что Христос — это Redemptor hominis, Искупитель человека. Такова была тема его первой энциклики, которая красной нитью прошла и через все другие.

 

Взойдя на Престол Петра, Кароль Войтыла принес с собой глубокое понимание различий между марксизмом и христианством, исходящих из различного видения человека. Такова была его весть: человек — это путь Церкви, а Христос — это путь человека. Эта весть является великим наследием II Ватиканского Собора и его «рулевого», Слуги Божия Папы Павла VI. С этой вестью Иоанн Павел II перевел Народ Божий через порог Третьего тысячелетия, который благодаря Христу он мог назвать «порогом надежды». На протяжении долгого пути подготовки к Великому юбилею он вновь направлял христианство в будущее, будущее Бога, которое превосходит пределы истории, но одновременно самым непосредственным образом влияет на него. Он дерзновенно возвращал христианству ту энергию надежды, которая в некотором смысле угасла под натиском марксизма и идеологии прогресса. Он вернул христианству его истинный облик религии надежды, которая должна переживаться в истории в духе «Адвента», в таком личном и общественном существовании, которое направлено к Христу как полноте человечности и исполнению всех наших чаяний о справедливости и мире.

 

Наконец, на более личном уровне, я благодарю Бога за дар многолетней совместной работы с блаженным Иоанном Павлом II. Я знал и высоко ценил его и прежде, но в течение тех 23 лет, начиная с 1982 года, когда он призвал меня в Рим стать префектом Конгрегации Вероучения и быть рядом с ним, я почитал его все больше. Мое служение обретало поддержку в его духовной глубине и богатстве его идей. Пример его молитвы неизменно служил мне вдохновением и назиданием: он всегда пребывал в глубоком единстве с Богом, даже посреди своего многотрудного служения. Кроме того, было свидетельство его страдания: Господь постепенно забрал у него все, однако он оставался «скалой», как желал Христос. Его глубокое смирение, укорененное в тесном единстве с Христом, позволило ему продолжать руководить Церковью и нести миру весть, которая становилась тем более красноречивой по мере того, как угасали его телесные силы. Так он исключительным образом переживал призвание каждого священника и епископа: всецело соединиться с Иисусом, которого Он ежедневно принимает и приносит в Евхаристии.

 


Блажен ты, возлюбленный Папа Иоанн Павел II, потому что ты уверовал! Просим тебя, продолжай поддерживать с небес веру Народа Божиего. Аминь.

 


Источник: www.cathmos.ru