//

Вклад Церкви в развитие Африки

Церковь в черной Африке была основана миссионерами в новое время, которые с самого начала возвещали Христа благотворительными делами, здравоохранением, образованием. Во времена колонизации Африки с конца 18 в и до 1960 года школа почти полностью находилась в руках христианских церквей по решению тех же правительств, финансировавших образование по средствам миссии. Первые главы черной Африки приведшие ее к независимости, все, или почти все были воспитанниками миссионерских школ.

 

Евангелизация посредством школы всегда была постоянной практикой миссионеров. Часто цитируемой используемый девиз миссионеров гласил: «Сначала построим школу, а потом Церковь». Потому что школа открывает умы и сердца, а потом Церковь, Евангелие, катехизис объясняют и распространяют содержание веры. Во всех странах черной Африки современная школа была неизвестна. Первые школы были открыты христианскими миссионерами.

 

Кваме Нкрума, отец родины, первый президент Ганы, воспитанник миссионеров, а затем преподаватель в их школах, в 1957 году на конференции в Швейцарии сказал студентам: «Человек, который меня представил, напомнил, что я ответственен за пробуждение этого огромного континента. Я думаю, что это неверно. Если мы хотим расценивать ситуацию более точно, я должен сказать, что ответственными за пробуждения нашего, африканцев, сознания являются христиане миссионеры со своими школами». [1]

 

Сегодня в Африке школ совершенно недостаточно, чтобы принять всех детей и ребят, желающих учиться. Для многих право на образование все еще мираж. Данные представления ЮНЕСКО показывают тревожную картину. Африка к югу от Сахары - это зона, где состояние образования приобретает худшие черты. Школьное образование охватывает около 70% всех детей, но посещая сельскую Африку становится, очевидно, что немалая часть помещения, используемых под школы, далека от того, чтобы называться таковыми. Нет парт, тетрадей, книг, учебных материалов. Нехватка учителей, начальная школа стала хронической. Большинство стран вынуждены сокращать расходы на преподавателей подавлением финансистов и банков, требующих экономики бюджета. Многие преподаватели остаются в городах и не едут в деревни, где нет электричества, телевидения и других удобств. В сельской местности в классах в среднем по 60-8- человек (в Италии 25-30).

 

Католическая Церковь в Африке управляет 68 848 детскими садами, которые посещают 6 383 910 ребят начальными школами на 30 520 238 учеников, 42 234 средними школами на 17 758 405 учеников. 1 968 827 молодых людей учатся в высшей школе, 308 208 в университетах, из них в католической высшей школе занимаются 68 782 молодых людей, а в католических университетах 88 822. [2]. Цифры говорят не много, но, посещая многие африканские страны, я видел в Африке (как и в Индии, и других местах) повторяется то, что мы переживаем в Италии: спрос на школы, церкви намного превышает возможность принять всех ребят, потому что они внушают большее доверие на получение хорошего образования.

 

То же самое можно сказать и о медицинской помощи. В Африке Католическая Церковь управляет 1137 больницами, 5 375 диспансерами, 184 лепрозориями, 184 домами для хронически больных пожилых, 2 037 детскими парками, 1 675 брачными консультациями, 2 882 центрами медицинского образования, 1 364 различными учреждениями по оказанию помощи бедным. Здесь также цифры говорят не много, но чтобы понять важность этого христианского присутствия в здравоохранении, необходимо увидеть на месте некоторые гражданские и другие больницы, управляемые католическими (или протестантскими) учреждениями. Отец Эрмано Баттизи, построивший и возглавивший католическую больницу в Биссау, столице Гвинеи - Биссау, сказал мне: «В национальной больнице граждане оплачивают все сами и поэтому в нее обращаются только те, у кого есть деньги. В нашей больнице лечение для неимущих бесплатная, другие платят лишь минимум, согласно из своих возможностей. Но главное различие заключается в том, что наши врачи, мед. сестры и персонал являются мотивированными, так как их труд хорошо оплачивается, они отобраны миссией и прошли подготовку за рубежом; у персонала гражданских больниц отсутствует мотивация - он плохо оплачивается и там нужно платить за лечение и медикаменты и т.д.

 

 

Церковь на защите прав человека.

На всем африканском континенте католики составляют около 17,7% из 972 миллиона африканских, но к югу от пустыни Сахары, они достигают почти 23% негритянского населения, а вместе с другими христианами их более 40%. Увеличение христианской общины благоприятно сказалось на политике и экономики. В одних странах Бенине Конго-Киншосе, Того, Габоне политические партии обращаются к церкви за поддержкой и они пригласили епископа возглавить «Национальную конференцию», подготовившую новую конституцию. В других (Мазамбик, Мадагаскар, Ангола, Либерия) епископы начали и возглавили мирные переговоры. В третьих странах оппозиция церкви недемократическим режимам ускорила их падение: Юная Африка (режим апартеида), Бурунди, Буркина Фасо, Замбия, Конго-Кингмаса, Экваториальная Гвинея и Гвинея Биссау, Ангола, Мозамбик и сегодня в Зимбабве с диктатором Мугабе. Христианские общины (католические, протестантские) укрепились в Африке как субъекты, которые собирают и выражают в странах, почти лишенных общественного мнения инородных организаций, страстное стремление народов к демократии, миру, социальной справедливости, экономическому развитию.

 

 

Развитие народов от Слова Божьего.

Два Синода Африканских Церквей в Риме (1994 и 2009), рассмотрели помимо узко церковных проблем, темы, имеющие большое значение для развития Африки: мир справедливости, демократии, уважение прав человека, образование и кризис образования в Африке, необходимость преподавания катехизиса, которое влияло бы на жизнь христиан: «готовность к взрослой христианской жизни, которая могла бы помогать им противостоять трудностям социальной, политической, экономической и культурной жизни», - говорится в одном из «предложении» заключительного послания последнего Синода.

Почему эти решения являются важными? Епископы убеждены, что развитие африканских народов зависит от воспитания в Евангелии, в христианской жизни. Другими словами пережитое Евангелие способствует развитию, потому что побуждает христианина и народ корректировать негативные тенденции первородного греха, присутствующего во всех, то есть существенно перейти от индивидуализма к смыслу единения жизни, от эгоизма к альтруизму и любви к ближнему, от насилия к не насилию, от племенного строя к смыслу общего блага наций. Очевидно, что многие католики крещены, однако, они не воспитываются Евангелием и Божьей благодатью. Но действие Божьего слова глубже и убедительнее в общей культуре народа, чем в одном крещенном, по-прежнему свободным вести себя, скажем, порочным образом.

Папа Иоанн XXII говорил, что центральное место в политике «должен занимать человек, а не идеологии и партикуляризм». Христианство развивает любовь к ближнему, общественное благо, прощение, а не месть, культуру, базирующуюся на уважение каждого человека, на его равенстве и любви. Сопротивление христианскому посланию идет также от традиционной африканской культуры, базирующейся на других принципах. Так называемый «возврат к африканской аутентичности», имеет двусмысленное значение и, конечно, не способствует развитию Африки в современной мире. Католическая Церковь не хочет разрушать культурные и религиозные традиции африканцев, более того с самого начала миссионеры были первыми и почти всегда единственными, кто разрабатывал алфавит для языков, сохранял культуру, искусство, африканские пословицы. Сегодня особенно после II Ватиканского Собора ассимиляция веры традициями народов и диалог с не христианскими религиями стали одной из основных тем миссии к людям.

Отец Пьеро Геддо

 

[1] Смотри в "Africa, A Christian Continent", Fribourg 1985, стр 2.

[2] "Annuario Statistico della Chiesa" опубликован в 2010 (обновленное издание 31 декабря 2008 года).

 

*Отец Пьеро Геддо (www.gheddopiero.it) директор «Мира и Миссии» и «Миссионерской Италии» был одним из основателей Emi (1955), и Протянутых Рук (1973) и Asia News (1986). В качестве миссионера он объездил миссии на всех континентах, написав более 80 книг. Возглавлял в Риме Исторический Центр Папского Института Зарубежных миссий (Pime) был постулатором по канонизации. В настоящее время проживает в Милане.

 

Источник: AGNUZ