//

Рождественское пастырское послание архиепископа Павла Пецци

Дорогие собратья во священстве,

монашествующие,
верные Народа Божиего,
возлюбленные во Христе братья и сёстры!
 
 
Наши сердца наполняются радостью от того, что нам возвещена великая Благая весть: «Христос рождается! Славьте Его!»
 
Мир нуждается в этой Благой Вести, потому что каждый человек, как бы ни ожесточилось его сердце и как бы далеко он ни был от Бога, всё же по самой природе своей стремится к Нему.
 
Мир жаждет этой Благой Вести, потому что люди всегда нуждаются в Боге, даже в наши дни, когда, как кажется, человек хочет обойтись без Бога, утвердить свою самонадеянность. Но опыт показывает, снова и снова, что когда мы утверждаем свою независимость от Бога, жизнь не становится лучше, напротив — она опустошается. Страдая от этого недуга, мы начинаем искать всё новые утешения — вплоть до пьянства и насилия. 
 
Отказавшись от Бога, а, следовательно, — и от смысла своей жизни, человек оказывается целиком во власти собственных представлений. И тогда Бог кажется недосягаемым, далеким и пугающим.
 
Однако человеку присуще стремиться к тому, что действительно является великим, потому что человек воистину создан для великого и бесконечного — для Бога, Который есть источник жизни. Вот почему жить в самонадеянности, полагаясь лишь на свои человеческие силы, значит лишиться полноты и радости, поскольку «без Творца творение обращается в ничто» (II Вселенский Ватиканский Собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире, н. 36).
 
«Ныне же Бог восхотел, дабы человек уразумел Его, узрел, и мог объять Его мыслью» (св. Бернард Клервоский). Бог явил нам Себя в Иисусе Христе. Он собирает нас во Вселенской Церкви, чтобы вместе с Ним мы нашли способ познать подлинную жизнь, открыть для себя критерий истинной человечности и жить согласно ему. 
 
«Любовью вечною Я возлюбил тебя, и потому простёр к тебе благоволение» (Иер 31, 3). Младенец Иисус говорит нам: Бог не забыл нас. В Младенце Иисусе мы видим лик Бога. Он зовёт нас, простирает к нам Свои руки, чтобы в Нём мы вошли в общение с Богом и пребывали в Нём. Бог во Христе стал живым присутствием в истории. 
 
Однако чтобы явить Себя, Бог нуждается в людях, которые по-настоящему ждут Его, ищут Его, живут для Него. Он нуждается в тех, кто готов нести Его другим людям, чтобы Сын Человеческий, вернувшись, нашел веру на земле (ср. Лк 18, 8). Об этом — прекрасные стихи Ольги Седаковой: 
 
Как звезда, глядящая на ясли, 
или в чаще малая сторожка,
ты гори, невидимое пламя…
Ты гори, передавай известье 
Спасителю, небесному Богу, 
что Его на земле ещё помнят, 
не все ещё забыли. 
 
Младенец Иисус призывает нас к ожиданию. Но что мы отвечаем Ему, приглашающему нас к общению с Ним? Лишь обращаясь к Нему, мы вновь открываем самих себя, понимаем себя. Снова понимаем, что жизнь имеет смысл, что наше присутствие на земле, в этом мире, в этом конкретном обществе имеет цель, а значит — сама жизнь требует, чтобы мы шли определённым путем.
 
Там, где подобно волхвам, следовавшим за звездою, люди принимают присутствие Бога в Младенце Иисусе, и поклоняются Ему в истине и любви, рождаются новые отношения между людьми, рождается новая цивилизация истины и любви, в подлинном общении. 
 
В истории непрерывный поток святых и мучеников непрестанно строит эту обитель общения, истины и любви: это Церковь. В Ней исполняются слова: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин 5, 5). Победа, рождающаяся из веры, о которой говорит апостол Иоанн, — это победа истины и любви. 
 
Лишь воплощая в нашей жизни те истину и любовь, которые мы переживаем благодаря тому, что Бог стал человеком и обитает с нами, мы становимся провозвестниками Благой вести.
 
Благодать Божия, действующая в Церкви, побуждает верующих во Христа к бескорыстному свидетельству словом и делом, потому что мы являемся настоящими христианами, то есть принадлежим Христу настолько, насколько мы делимся Им с другими.
 
Наши общины, общество и города нуждаются в таком свидетельстве, которое осуществляется в единстве нашей Церкви и в стремлении к полному общению с нашими братьями христианами.
 
Успешный опыт состоявшейся в апреле 2009 года первой общеепархиальной пастырской конференции и забота о постоянном совершенствовании нашего совместного свидетельства побудили меня назначить на конец мая наступающего 2011 года вторую общеепархиальную пастырскую конференцию, посвящённую теме евангелизации, образования и воспитания молодёжи в вере.
 
В течение ближайших месяцев в общинах, приходах и монашеских обителях будет продолжена уже начавшаяся с Божией помощью подготовительная работа. Прошу всех вас, дорогие братья и сёстры, оказать этому необходимому и важному в жизни нашей поместной Церкви событию свою молитвенную поддержку.
 
С этими мыслями желаю всем вам, мои возлюбленные братья и сёстры, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам, и всем людям на Земле, чтобы ликование и мир Рождественской ночи входили в наши дома, наполняя их радостью, взаимной любовью и глубокой надеждой. Пусть совместное переживание опыта нашей христианской веры, ныне открывающейся в своём рождественском измерении, укрепляет нас на нашем земном пути. 
 
Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Пусть Богомладенец дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.
 
Христос, истинный Бог наш, ныне плотию родившийся ради нашего спасения, по молитвам Пречистой Девы Марии Богоматери и всех святых, да пребудет с вами и благословит вас.
 
 
 Христос рождается! Славьте Его!
 
  
† Архиепископ Павел Пецци
 
 
г. Москва, в Торжество Рождества Христова, 25 декабря 2010 г.
Источник: http://www.cathmos.ru/