//

Ратцингер: Политика не может выводиться из веры

Выступление Кардинала Йозефа Ратцингера, Префекта Конгрегации Доктрины Веры, в ходе круглого стола на тему "Участие католиков в политической жизни и формы его проявления", состоявшегося в Риме 9 апреля 2003 года в Понтификальном Университете Санта-Кроче:
 
 
Испытывая сильнейшее искушение ответить на интересные наблюдения и размышления сенатора Франческо Коссиги(1), я ограничусь представлением "Доктринальной ноты о некоторых вопросах, касающихся участия католиков в политической жизни и форм его проявления" и постараюсь обозначить базовое положение этого документа, обращающегося в первую очередь к католикам - ибо только они связаны со Святым Престолом отношениями веры - но при этом естественным образом заставляющего задуматься каждого человека. По мнению Поля Рикёра(2), достойнейшая цель философии - стимуляция мышления, поэтому мы стремимся поощрять мышление, ничего при этом не навязывая.

 

В любом случае, позицию, обрисованную в нашем документе, можно обобщить следующим образом: с нашей точки зрения, и, следовательно, с точки зрения Католической Церкви, которой она придерживается на протяжении веков, политика принадлежит к сфере разума, разума в общечеловеческом понимании, разума естественного. Поэтому политика представляет собой труд, требующий приложения разума, труд, который должен направляться естественными добродетелями, столь хорошо описанными во времена греческой античности, четырьмя кардинальными добродетелями: благоразумием, умеренностью, справедливостью, мужеством.
 
Убежденность в том, что нива политики есть нива обычного разума, которая должна возделываться при взаимном понимании, что также предполагает просвещение разума, заставляет нас исключить два положения.
 
Оно изначально исключает теологизацию политики, которая означала бы идеологизацию веры. Политика, на деле, не может выводиться из веры, но лишь из разума, и разведение сфер политики и веры относится к самой сердцевине христианской традиции. Подтверждение тому мы обнаруживаем в словах Христа "отдавайте кесарево Кесарю, а Божие Богу". В этом смысле Государство - есть образование светское, мирское, в положительном смысле слова. Вспоминаются, к примеру, прекрасные слова Святого Бернара Клервосского, обращенные к тогдашнему Папе: "Не полагай себя наследником Константина. Ты наследник не Константину, но Петру. Не Кодекс Юстинианов есть книга, на которую ты опираешься, но Святое Писание".
 
Подобный, если можно так выразиться, правильный секуляризм, а также лаицизация политики исключает идею теократии, политики, определяемой диктатом веры, а с другой стороны исключает позитивизм и эмпиризм, которые представляют собой искажение разума. Они мыслят разум способным воспринимать только материальные предметы, эмпирические, подтверждаемые или опровергаемые эмпирическими способами. Таким образом, разум оказывается слеп для восприятия моральных ценностей и неспособен судить о них, поскольку они находятся в сфере субъективного, а не объективного, и не доступны разуму, ограниченному в своем восприятии вещами, поддающимися проверке эмпирической или же позитивистской. 
 
Такое искажение разума, ограничивающее его рамками очевидного, эмпирического, доказанного или опровергнутого материалистическими способами, разрушает политику и, как сказал сенатор Коссига, низводит ее до уровня чисто формальной деятельности, которая должна просто следить за конъюнктурой и следовать за наиболее влиятельными направлениями, тем самым покоряясь преходящему и диктату иррационального.
 
И это - следующий тезис нашего документа: исключая, с одной стороны, теократическую концепцию и настаивая на рациональности политической деятельности, с другой стороны мы также исключаем позитивизм, в представлении которого разум слеп для восприятия моральных ценностей. Мы убеждены, что разум способен обладать знанием о великих моральных императивах, великих ценностях, которыми должны определяться все конкретные человеческие решения.
 
И в этом смысле нам представляется, что между верой и политикой возникает определенная связь. Состоит она в том, что вера способна просветить разум, а разум больной - излечить, исцелить. Не в том смысле, что подобное влияние веры переводило бы политику из области разума в область веры, а в том смысле, что оно восстанавливает разум как таковой, помогает разуму быть самим собой, не отвращая его.
 
Указания, изложенные в нашей Ноте политикам-католикам в отношении ценностей, которые необходимо защитить, в том числе от сиюминутного большинства, не замысливались как некое вторжение в политику со стороны церковной иерархии. Но они призывают послужить разуму так, как способны это сделать в первую очередь именно политики, в рамках политической дискуссии, в отношении распространенных настроений, способствуя зримому и конкретному присутствию ценностей, которые должны руководить каждым, кто занимается политикой. Спасибо.

 

Примечания переводчика:
1. Francesco Cossiga, 1928-2010, видный политический деятель, восьмой президент Италии, глава итальянского правительства в период 1978-1980, пожизненный сенатор и почетный президент Италии
2. Paul Ricoeur, 1913-2005, французский философ, один из ведущих представителей философской герменевтики