//

О необходимости консервативной революции

На прошлой неделе c Британского острова поступила новость, наполняющая надеждой, - как показывают исследования англиканского теолога Дэвида Гудхева , христианство в Великобритании начинает переживать начало своего возрождения. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии известно своими антихристианскими выпадами и чуть ли не самым  агрессивным либерализмом на европейском континенте. И поэтому активизация христиан этой страны, рост количества призваний к священству и монашеству все же указывает, что и в этой стране христианство отнюдь не находится на грани вымирания, как этого бы многим хотелось.

 

На фоне возрождения католичества в США , положение в Великобритании могло бы обнадеживающе указывать на начало возрождения христианства в англосаксонском мире после нескольких десятнилетий состояния круговой обороны и проникновения либеральных идей в христианскую среду.

 

Когда в конце ХХ американский политолог и социолог Самуэль Хантингтон писал о «La Revanche de Dieu» (Samuel P. Huntington The Clach Of Civilization Sand The Remaking Of Word Order , 1996: 124-131) в незападных странах, христианство Запада находилось в соотношении почти 50 : 50 между либеральными и консервативными христианами. Казалось, Божий реванш не угрожает Западу, чьей новой религией становился либеральный секуляризм. Но в последнее время то же секуляризм стал явно-славно перегибать палку, приводя к притеснениям христиан в западном мире. Это давление на христианство, очевидно, стал движком радикализации самих христиан, а также и одним из источников вымирания либерального христианского эшелона.

 

Стремление либерального секуляризма релятивизировать все веры и национальности, стереть в одном плавильном котле все пестрое многообразие мира, сведя его на однотипную серую массу политкорректного мультикультурализма, очевидно, встретило сопротивление именно постмодернистского обывателя, которого уже замучили постоянная относительности и отсутствие любого фундамента во всем.

 

В 60-х годах ХХ века западный мир переживал хиппи-бум и сексуальную революцию, разрушение всех установленных границ общественно приемлемого поведения. Казалось, что молодое поколение полностью рвет со всеми прежними традициями, выстраивая новую, ранее неизвестную идентичность человека, лишенного всех ограничительных норм. Дети родителей хиппи, казалось бы, приняли эстафету у своих родителей, отрекаясь от любой идентичности, кроме искусственно сотворенной общечеловеческой идентичности.

 

Но ситуация стала кардинально меняться с выходом на сцену внуков поколения хиппи. Все, что разрушали их родители, новое поколение начинает собирать заново восстанавливая свою, уничтоженную дедами-родителями, идентичность. Если в постколониальных и посткоммунистических странах разрушителем национальной и религиозной идентичности было коммунистическое или колониальное засилье, с падением которого помимо национального возрождения произошло и возвращение к религиозности, собственно известный Хантингтонский «La Revanche de Dieu» - Божий реванш; то в западном мире этим разрушителем стал мультикультурный политкорректный либеральный секуляризм.

 

Признанием провала политики мультикультурализма в Европе Николя Саркози, Ангела Меркель, Гордон Браун фактически признали и крах мультикультурального политкорректного либерального секуляризма как идеологии. Борьба американского президента Барака Обамы против католических и общехристианских нравственных норм и параллельная консервативная революция в американском католичестве является лишь одним из этапов падения идеологии либерального секуляризма. Ситуация в западном мире напоминает предперестроечный период в истории СССР: кризис идеологии, экономические проблемы, поиск путей выхода из кризиса.

 

Историческая эпоха постмодернизма западного мира все ближе приближается к периоду трансформации. Неразумно пытаться предсказывать, какими путями будет развиваться эта трансформация, но то, что либеральные атаки на Церковь лишь укрепляют ее позиции в обществе, становится уже совершенно ясно. Возрожденное на основе ортодоксии католичество все активнее становится общественным фактором в западном мире. Поиск новой общественной и мировоззренческой парадигмы дает возрожденному католичеству все шансы стать новым серьезным стержнем западной цивилизации. Следует заметить, что признаки, которые гипотетически указывают на такую возможность,   так же наблюдаются и в англо-саксонском мире: это и солидаризация протестантов с католиками в борьбе против агрессивного либерализма нынешней американской администрации, это и активный переход консервативных англикан в  созданные католические Ординариаты. И только время покажет, станут ли эти тенденции правилом развития ситуации в западном цивилизационном кругу.

 

Для ситуации с христианством в Украине, в отличие от чисто западной цивилизационной зоны, характерна многозначность и множественность, казалось бы, сценариев развития. Украинское христианство затиснутое между московским православием, которое все более талибанизируется и упрямым продвижением ценностей, уже практически смертельно больного мультикультурального политкорректного либерального секуляризма. Плавание между этими Сциллой и Харибдой не будет легким. Традиционные Церкви, входящие во Всеукраинский совет церквей стараются более-менее успешно держаться в фарватере, который лежит в плоскости противостояния талибанизации и либерализации. Но несмотря на это наблюдаем и активизацию нетрадиционных религиозных форм, которые становятся все громче в украинском социуме. С одной стороны,  в Украине развиваются различные постмодернистские секты, которые отличаются не особо большим количеством членов, а скорее, своей шумностью и хамством к инакомыслящим. С другой - есть развитие фундаменталистских христианских движений и течений. Такие общественные реалии указывают на возникновение в украинском обществе запроса с четкими жизненными ориентирами в религиозной плоскости.

 

Украина, или ее более  цивилизационно развитая часть, уже переживают эпоху постмодерна. Правда, с огромным опозданием и значительными реликтами модернизма и совковости. Не следует также забывать о специфическом развитии функционирования государственной власти и проблематичности существования украинской демократии. Но уже сейчас украинский постмодернизм показывает неспособность давать ответы обществу, которое более двадцати лет находится в состоянии постоянного брожения и перманентного кризиса. Посткоммунистический и постколониальный "La Revanche de Dieu» в Украине уже сейчас понемногу, но уверенно переходит в постсекулярний «La Revanche de Dieu».

 

Общественные реалии уже сейчас заставляют христиан реагировать на типично постмодернистские вызовы: права сексуальных и религиозных меньшинств, абортивный менталитет, распад семейных ценностей и прочее. И эти реакции охватывают широкую палитру: от разнообразных обращений традиционных конфессий - до идиотских агрессивных акций религиозных маргиналов, на которые общество, уставшее от псевдоидеологических баталий политикума, уже почти не реагирует. Но несмотря на все это украинское общество выражает заинтересованность в существовании диалога по болезненным вопросам. Хотя часто, действительно, наблюдаеся несостоятельность религиозных деятелей в таком  диалоге. На фоне этой неудовлетворенной потребности по диалогу выгодно выделяется личность Архиепископа-эмерита Блаженнейшего Любомира Гузара. Именно умение вести диалог с оппонентами и серьезная медийная раскрутка его личности в украинских СМИ и создают его авторитет в украинском обществе, которое в несколько раз превышает количество католиков в Украине.

 

Однако, при всем уважении к личности Патриарха Любомира, следует отметить, что он уже в некоторой степени человек эпохи, которая проходит. Его авторитет указывает на то, что несмотря на истерические реакции той части общества, которая на волне падения коммунизма ментально из совкового тоталитаризма «въехала» в своеобразный тоталитарный либерализм, общество прислушивается к голосу Украинского католичества. И это является чрезвычайно позитивным моментом. Ведь Церкви есть что предложить украинскому обществу.

 

Почти двухтысячелетняя история католицизма накопила огромные богатства социального и нравственного учения, которое составлено не из априорных, неаргументированных утверждений. В отличие от православия, которое только делает начальные попытки выработать свою социальную доктрину, католичество уже имеет хорошо развитое социальное учение, которое может предложить обществу как альтернативный путь развития. Но надо, чтобы сами украинские католики переосмыслили свою гражданскую позицию. И для этого не нужно изобретать велосипед. Нужно лишь дать реальную оценку украинским реалиям и обратить внимание на опыт других стран Средней Европы, которые столкнулись с подобными проблемами. Если применять правильную информационную стратегию и вразумительно претворить ее в жизнь, то украинский католицизм в двух его формах - УГКЦ и РКЦ - имеет все шансы стать серьезным фактором построения в Украине справедливого общества.

 

Сейчас, как никогда до этого, в Украине становится актуальной необходимость проведения в Церкви на местном уровне своеобразной консервативной революции, опирающейся на католической ортодоксии. Возвращение к истокам способно возродить украинское католичество, делая из него магнит для измученного экспериментами советского и либерального тоталитаристского  общества. А это возможно - доказывает опыт католичества в англо-саксонском мире.

 

о. Орест-Дмитрий Вильчинский

 

Перевод: Католический Крым